В Украине региональные медиа сталкиваются с рядом проблем, которые не позволяют им развиваться. Одной из главных является то, что у средств массовой информации есть владельцы, которые формируют политику издания и часто лоббируют свои интересы. Также, по словам исполняющей обязанности менеджера «Суспильного» в Днепре Ирины Цыбух, в регионах нет взаимодействия между органами власти и медиа. Часто политики игнорируют информационные запросы и приглашения на эфиры. Хотя это входит в их обязанности, так как они должны отчитываться перед гражданами, передаёт GoodNews.
Если сравнивать региональные медиа с центральными СМИ, то в столичных главными темами являются те, которые имеют всеукраинский масштаб. Задача же местных медиа — показать то, как, к примеру, принятие какого-то законопроекта повлияет на жизнь конкретного человека.
Плюсом региональных средств массовой информации Ирина Цыбух называет то, что журналисты берут местные темы, углубляются в них, ищут истории. Но если говорить о политике, то власть разделяется между медиа, чиновники посещают одни телеканалы, а другие — нет. Из-за этого журналистам становится сложно придерживаться стандартов, так как отсутствует баланс мнений.
Также в регионе не хватает независимого информационного пространства. У журналистов не так много площадок, на которых они могли бы непредвзято освещать события, а также мало граждан, которые нуждаются в объективной информации. Согласно стандартам, журналист не может высказывать своё личное мнение, или же направлять аудиторию на определённые выводы. А в материалах региональных средств массовой информации такие случаи бывают, говорит Ирина Цыбух.
Гражданам необходимо научиться отделять мнения от фактов. Ирина Цыбух много работает с детьми, занимается их медиаобразованием, для этого использует самые простые упражнения, благодаря которым они с малых лет умеют различать факты. Также важно, чтобы люди задумывались над тем, зачем им предоставляют какую-то информацию, это способствует формированию критического мышления, которое уберегает от действия пропаганды.
У нас постсоветское общество, которое не обучали этому в школах. Никто не был заинтересован в том, чтобы у нас было критическое мышление, чтобы мы отделяли факты от мнений и оценок, чтобы мы думали, для чего нам эту информацию говорят, какую альтернативу можно найти, какой источник этой информации. Длительное время были заинтересованы в том, чтобы мы не имели собственного мнения и позиции. Мы сейчас вырываемся из этого, и будем выходить на новый уровень критического мышления,
— говорит Ирина Цыбух.
Проблема украинских медиа – их зависимость. Владельцы СМИ заинтересованы в том, чтобы подавать информацию под определённым углом. Поэтому часто какое-то событие подаётся на разных каналах совершенно иначе. Многие граждане выбирают средства массовой информации, учитывая свои политические предпочтения. Но они должны понимать, что в таких медиа нарушаются журналистские стандарты, а это, говорит Цыбух, признак неуважения к своей аудитории.
Ещё одна проблема региональных СМИ – некачественная коммуникация медиа с местными органами власти, говорит Ирина Цыбух. А взаимодействие с журналистами входит в их обязанности, поэтому они должны быстро отвечать на информационные запросы.
Власть подотчётная людям, а журналисты – это те, кто транслирует информацию. Если представители власти не приходят на эфиры на телеканалы, отписывают некачественные ответы на информационные запросы, это значит, что они хамят не журналистам, а своим избирателям. Важно, чтобы люди понимали, что если представители власти отказываются от комментариев, то это значит, что что-то недоговаривают им,
— объясняет Ирина Цыбух.
В обществе должен быть запрос на качественные медиа. И такие в нашей стране есть, поэтому граждане могут найти непредвзятую информацию, если действительно будут в ней нуждаться.
Важно и то, чтобы СМИ в Украине были на государственном языке, считает Ирина Цыбух. Рассказывает, ранее наша страна была украиноязычной, согласно переписи населения в конце 19 столетия 87 процентов жителей Донецкой и Луганской областей говорили на украинском языке. Но произошла русификация регионов, из-за массового переезда на эти территории россиян, которые управляли там заводами. Были сформированы стереотипы, что украинский язык – это язык необразованной части граждан из сельской местности. Из-за этого на сегодняшний день большая часть людей общается на русском языке. Но они, считает Ирина, должны хотеть вернуться к своему родному языку. И в этом им как раз и могут помочь медиа.