На Донбассе реализуют новую программу, цель которой – привлечь общественность к участию в жизни прифронтовых городов, которые расположены вблизи линии огня. В его рамках представителей местных общественных организаций и просто активных граждан будут обучать, как они могут взаимодействовать с властью. Благодаря этому, уверены организаторы, люди будут принимать активное участие в развитии этих территорий, передаёт GoodNews.
Правозащитная группа «СИЧ» с начала войны на востоке Украины оказывает юридическую помощь жителям Донецкой и Луганской областей, которые пострадали от вооружённой агрессии России. С 2014-го по 2016 годы, рассказывает руководитель организации Дмитрий Рева, эти граждане нуждались в индивидуальной помощи, сейчас же они работают с местными громадами. Правозащитники стремятся повысить общественную активность на востоке Украины. Они хотят предоставят активистам на Донбассе инструменты для решения различных социальных проблем, чтобы люди могли защищать свои права.
Проект «Усиление способности громад влиять на органы местного самоуправления в городах прифронтовой зоны» будет реализовываться совместно с Центром общественных расследований. Финансируется проект Фондом способствования демократии посольства США в Украине. Цель проекта – развитие гражданского общества на прифронтовых территориях с соблюдением принципов прав человека. В этих регионах будут реализовывать новое законодательство. С 2010 года на Донбассе не было местных выборов, так как на их проведение был введён запрет. На этой территории действуют военно-гражданские администрации, главы которых не были избраны местными жителями, а были назначенными. Таким образом, громаду не задействуют в принятии решений, она не может влиять на реализацию своих интересов и потребностей. Люди лишены возможности сотрудничать с властью и участвовать в принятии решений. Из-за этого граждане перестают доверять органам власти. Благодаря новому проекту людям предоставят правовые инструменты, которые прописаны в законодательстве. Таким образом, по прогнозам организаторов, будет налажен диалог и возобновлено взаимодействие с органами местного самоуправления, военно-гражданскими организациями. Это поможет решать имеющиеся проблемы на местах.
Подготовка к реализации данного проекта началась с того, что его организаторы проехались по прифронтовым городам. В Донецкой области они посетили Торецк, Авдеевку, Зайцево, Марьинку, Красногоровку. В Луганской области побывали в Попасной, Счастье, Станице Луганской. Там устроили рабочие встречи, на которые были приглашены представители громад, это — общественные активисты, представители общественных организаций, и активные местные жители. Также на встрече присутствовали представители органов местного самоуправления, военно-гражданских администраций. Организаторы проекта рассказали о своих намерениях, поинтересовались, с какими именно проблемами сталкивается местное население, чтобы, зная о потребностях граждан, оказать им наиболее эффективную помощь.
Во время этих рабочих поездок я увидел, что эти прифронтовые города были подзабытые обществом и властью. Там работает много донорских организаций. Но существует проблема общественной активности, её там, по сути, нет. Есть одиночные активисты, работающие местные общественные организации. Но инструментов у них, в сравнении с большими общественными проектами, которые работают в областных центрах на мирной территории Украины, нет. Там очень низкий уровень такой работы. Люди уставшие и разочарованные. К тому же, они забытые там, это ощущается. Есть исключения, к примеру, Счастье, Авдеевка, так как там есть необходимый местный бюджет. Но всё равно уровень общественной активности там достаточно низкий. А это то, что позволяет людям чувствовать, что они могут хотя бы на что-то влиять. Они понимают, что способны самостоятельно менять что-то в своей жизни, и в жизни города,
— рассказывает тренер проекта Александр Соболь.
По мнению общественника, важно также отделить такое понятие, как прифронтовой город:
У нас есть чётко определённый статус оккупированных территорий, есть территория проведения Операции объединённых сил. А отдельного статуса для прифронтовых городов нет, это не закреплено в нормативно-правовом поле. Но проблематика там особенная, она отличается от того, что происходит на других территориях, у них свои проблемы, потребности. Это связано с наполнением местных бюджетов. По прифронтовым городам проблемы разнятся, но корень один. У большинства городов проблема с инфраструктурой связана с отсутствием финансирования. К примеру, в Красногоровке нет газа, проблема с водой, она там техническая. И люди не знают, как они могут повлиять на ситуацию. Военно-гражданская администрация из-за отсутствия средств решить это также не может.
В рамках проекта запланировано провести цикл тренингов. Граждан научат, что такое публичная политика, бюджетирование, расскажут, у кого какая сфера ответственности, чтобы люди знали, к кому именно им обращаться. Потому что сейчас они просят помощи у военно-гражданской администрации в решении проблем, которые к ним не относятся. А у всех этих городов есть свой представитель в Верховной Раде Украины, и по многим вопросам обращаться необходимо именно к ним. По завершению проекта, говорят организаторы, громады будут понимать, каким образом они должны строить свои отношения с местной и областной властью, а также с их представителями в центральных органах власти. На тренингах граждан будут знакомить с опытом решения различных социальных проблем как украинских, так и международных общественных организаций. Важно и то, говорят организаторы, что благодаря этим встречам активисты наладят связь друг с другом, так как решать проблемы необходимо общими усилиями. К тому же, возможно такое, что в каком-то городе уже решили определённую проблему, и могут поделиться своим опытом с другими населёнными пунктами. К примеру, такой опыт есть у общественных организаций в Торецке, они находят механизмы влияния на органы местного самоуправления, рассказывает Дмитрий Рева.
Для решения проблем в прифронтовых городах, уверены общественники, местные жители должны заявлять о них, чтобы привлечь к себе внимание. На сегодняшний день проблематика данной местности не до конца раскрыта, так как нет запроса оттуда. Поэтому действовать должны именно активисты.