В Украине приняли изменения в постановление о предоставлении компенсации за разрушенное на Донбассе жильё. Но на практике оно имеет минусы, как заявляют правозащитники. Граждане могут получить лишь половину стоимости своего жилья. Также предусмотрена денежная помощь на ремонт домов, которые имеют повреждения. Но во многие из них люди не смогут вернуться жить, так как в населённых пунктах разрушена инфраструктура. К тому же получив данную компенсацию или помощь переселенцы уже не смогут пользоваться предусмотренными для них жилищными льготами, передаёт GoodNews.
Переселенка Наталья Некрасова выехала из посёлка Пески, Донецкая область, в июле 2014 года. Рассказывает, оценить, насколько разрушено её жильё сложно, так как к её родному посёлку нет доступа. За эти годы женщина однажды пыталась заехать на данную территорию, но попала под обстрел, в результате которого получила ранение.
Мы не можем попасть туда обследовать жильё. Только из новостей, фотографий, которые попадают в сеть, мы можем оценить, насколько разрушен наш дом. У нас там двухэтажный дом. И из того, что я видела, второй этаж разрушен практически полностью. Основные разрушения произошли во время боёв в районе Донецкого аэропорта. Последние данные, которые у меня есть — это состоянием на конец 2015 года. Я даже не представляю, что с ним сейчас. Вопрос о возврате в Пески уже не стоит, это разрушенный на всех уровнях посёлок, там нет инфраструктуры. Поэтому нам необходимо приобретать жильё на новой территории,
— рассказывает Наталья Некрасова.
Посёлок Пески находится на линии соприкосновения. Через его середину проходит линия огня. Вторая часть населённого пункта неподконтрольна Украине. Поэтому путь получения компенсации был не простой, рассказывает женщина. Пока ещё был доступ в посёлок, жители пытались туда заехать, сделать фотоснимки, зафиксировать разрушения своего жилья. Далее люди обращались в суды, некоторым удалось получить решение о выплате денежной компенсации. Но механизмы и источники для их выплат не были урегулированы до начала сентября этого года.
Были внесены изменения в постановление, которое предоставляет возможность получить денежную компенсацию переселенцам, жильё которых было разрушено в результате боевых действий на востоке Украины. Ранее существовал механизм получения компенсации для тех граждан, жильё которых осталось на подконтрольной территории, оно было разрушено, но они не выехали из своего населённого пункта. Это, по мнению юриста общественной организации Правозащитной группы СИЧ Ксении Онищенко, является дискриминацией, так как большинство переселенцев не могли получить компенсацию, ведь они переехали на другое место.
Согласно изменениям был расширен перечень лиц, которые имеют право на денежные выплаты. Так получить компенсацию имеют право все владельцы разрушенных домов, а финансовую помощь те, кто остался проживать в своём населенном пункте и их жильё пострадало. Всё это касается тех квартир и домов, которые находятся на подконтрольной Украине территории. Что касается недвижимости, которая расположена на временно оккупированных территориях, то её владельцы не могут получить компенсацию.
С получением компенсации за разрушенное жильё Натальи Некрасовой возникло много проблем, рассказывает представительница правозащитной организации, так как её дом находится в населённом пункте, который граничит с неподконтрольной территорией. Само здание находится на свободной территории, но обследовать его было практически невозможно. Но даже при наличии разрешения от командования Объединённых сил на его осмотр, возникли новые трудности, объясняет Ксения Онищенко:
С составленным актом обследования разрушенного дома женщина может обратиться в Военно-гражданскую администрацию. Но так как её жильё не полностью разрушено, а, скорее всего, просто повреждено, то она может претендовать исключительно на денежную помощь. А это большая разница в сумме. И даже если она получит эту материальную помощь, которая предусмотрена на ремонт дома, она не сможет проживать там, так как инфраструктура полностью уничтожена. Как в таком случае можно говорить о равенстве утраченного и возможности получить от государства компенсацию?
По мнению Онищенко, в законодательстве необходимо было урегулировать этот момент, чтобы люди, чьё жильё находится на полностью разрушенной территории, могли получить компенсацию.
Также в постановлении прописано, что компенсация не должна превышать 300 тысяч гривен. Притом, что в Донецкой области квадратный метр жилплощади стоит более 11 тысяч гривен. Если в среднем площадь дома от 60 квадратных метров, то стоимость жилья составляет более 600 тысяч гривен. Выходит, что государство может возместить, в лучшем случае, только половину стоимости имущества. Хотя, объясняет правозащитник, в Гражданском кодексе предусмотрено, что граждане имеют право получить полное возмещение за всё, чему был нанесён вред.
Для того чтобы получить компенсацию за разрушенное в зоне боевых действий жильё, необходимо обратиться в Военно-гражданскую администрацию или в органы местного самоуправления по месту дислокации жилья. Гражданам нужно написать заявление о проведении обследования. Потребуются документы, которые подтверждают право собственности на недвижимость и личность владельца. По принятию решения, если оно положительное, то на место должна выехать специальная комиссия. Она обследует жильё и составляет соответствующий акт. На основании этого владельцу будет выдана справка о том, что он является пострадавшим от вооружённой агрессии. На основании этого документа далее будет составлено заявление на получение материальной помощи или же денежной компенсации. Его будет рассматривать специальная комиссии при областных советах, они должны на протяжении месяца принять решение. Но данный срок, говорит Ксения Онищенко, может быть продолжен. Если же граждане получили отказ в предоставлении помощи или компенсации, то решение можно оспорить в судебном порядке. Человек, который уже раз получил помощь или компенсацию, в дальнейшем не может претендовать на ещё какую-либо компенсацию за разрушенное или повреждённое жильё. Также в таком случае граждане теряют возможность пользоваться льготами на получение временного жилья, кредитование на приобретение недвижимости.