В Украине, в большинстве, люди не придерживаются правил празднования церковных праздников. Прихожане посещают храмы исключительно для освящения продуктов. Причина тому, объясняют специалисты, заключается в недоработке священников, так как они должны просвещать граждан в данных вопросах. Такая же ситуация произошла и на Яблочный спас, который отмечается в нашей стране сегодня, 19 августа, передаёт GoodNews.
Яблочный спас — это день преображения господнего. Перед своими страданиями Господь для того, чтобы укрепить веру в своих учениках, взял троих из них — Петра, Якова и Иоанна, и поднялся с ними на высокую гору. Там он преобразился перед ними, показал свою божественную славу. В это время к ним явились пророки Моисей и Илья. Они говорили о тех страданиях, которые ему необходимо перетерпеть. Апостол Пётр предложил сделать три палатки для Господа, Моисея и Ильи, для того, чтобы остаться навсегда на этой горе. Но в это время над ними появилось облако, с которого прозвучал голос небесного отца, он сказал, что это его любимый сын, и его необходимо слушать. Когда они вернулись с горы, Иисус запретил апостолам рассказывать кому-либо о том, что они там видели, до тех пор, пока Христос не воскреснет.
Праздник преображения Господнего начали называть Яблочным спасом в 90-е годы 20 столетия. Об этом заявила профессор исторических наук Валентина Борисенко. По её словам, аматоры-этнографы придумали три спаса: яблочный, ореховый и медовый. Но это не правильно, считает женщина, так как в народе был только один спас – яблочный. В обществе бытует верование, что есть яблоки до спаса не стоит. Но в церковном уставе нет никаких замечаний по поводу яблок, рассказывает священник Украинской православной церкви в Днепре Сергей Ярмула. К тому же, на самом деле на горе было запрещено есть виноград, так как это был период сбора урожая. А виноград необходим был для того, чтобы делать из него вино. Наказанием за употребление винограда был запрет монахам в дальнейшем его есть на протяжении нескольких недель. Из-за того, что в северной части в этот период виноград ещё не дозревает, данный запрет решили распространить на яблоки, которые как раз спеют в это время.
Главным правилом на Яблочный спас является приход в церковь на приобщение. Но сейчас, говорит священник, люди посещают храм просто для того, чтобы освятить яблока, и пойти праздновать домой.
Праздник заключается в том, чтобы люди могли дотронуться до того события, которое мы отмечаем. Это праздник явления божьего подобия. Это то преображение, которое произойдёт с нами, когда мы воскреснем. Господь через своё преображение показал нам, что будет с нашим человеческим подобием. Приходя в храм и приобщившись, мы уже дотрагиваемся до этого праздника своими душами и сердцами. А мы свели его на нет, мы приходим в церковь просто для того, чтобы поставить галочку, что мы пришли, освятили,
— говорит священник Украинской православной церкви в Днепре Сергей Ярмула.
Яблочный спас – это также праздник сбора урожая, уважения к природе. Граждане к этому времени собирают урожай в саду, на огороде, и мёд. Всё это они приносят в дар церкви. Далее это передаётся нуждающимся людям. Такая традиция сложилась в силу того, что люди должны быть щедрыми и делиться друг с другом тем, что у них есть, помогать друг другу, говорит священник.
То, что люди начали иначе относиться к этому празднику, произошло из-за недоработки церкви, считает Сергей Ярмула. Она сейчас стала неким институтом освящения, так как прихожане кроме освящённых продуктов не получают от священнослужителей никаких наставлений. А они, говорит специалист, должны обращаться к гражданам, объяснять им необходимость причастия и т.д.
Существует традиция, что работать во время церковных праздников нельзя. Но на сегодняшний день люди привязаны к своей работе, поэтому такой возможности в современном мире нет. Священник советует в таком случае ограничить себя хотя бы в домашних делах, не убирать, не стирать и не готовить. Всем этим стоит заняться до праздника.
В этом году Яблочный спас проходит в рабочий день. Чтобы граждане имели возможность посетить храм, службы в украинских церквях начали проводить рано утром. Таким образом, по пути на работу люди могли зайти. Кафедральные же соборы проводят в этот день две литургии, чтобы к ним могло прийти как можно больше граждан.