В Украине участились случаи, когда из-за одного должника газоснабжение прекращают во всём многоквартирном доме. Таким образом газовые компании пытаются стимулировать граждан вернуть долги. Но такие методы, по словам правозащитников, являются незаконными. Отключение могут проводить исключительно в квартире должника, и перед этим его обязаны уведомить. Если же данные правила нарушаются, граждане могут обратиться в суд, передаёт GoodNews.
Согласно законодательству Украины, потребителям могут прекратить газоснабжение в нескольких случаях. Каждый из них должен быть подробно прописан в договоре, который заключается с газовой компанией.
Основной причиной отключения является наличие задолженности. Но поставщик должен соблюдать процедуру приостановки подачи газа. Отключение может происходить только через десять дней с даты, когда должна была поступить оплата, согласно договору. Компания должна уведомить своего клиента о возможном отключении, отправив ему письменное извещение, в котором указать ориентировочную дату, когда будет приостановлено газоснабжение. Также обязательно должна быть указана причина отключения. Данное уведомление необходимо отправлять за три дня до даты прекращения подачи. В этот срок граждане ещё могут оплатить долги.
Если граждане не получили уведомление об отключении и остались без газа, то данные действия поставщика являются незаконными, говорит представительница Днепровского центра по оказанию бесплатной правовой помощи Анастасия Юхименко.
Часто бывает так, что из-за долгов соседей страдают другие жильцы многоквартирного дома. Но такого понятия, как коллективная ответственность, объясняет правозащитник, нет. Отключение должно быть адресное, за конкретное нарушение условий договора, конкретным лицом.
Если же происходит иначе, то в таких ситуациях люди могут обращаться в суд. Для этого необходимо иметь на руках договор. Если же у потребителей его нет, то необходимо обратиться к поставщику с письменным запросом, в котором потребовать предоставить публичную информацию, заверенную копию договора. Компания обязана предоставить ответ на запрос в течение пяти дней. Имея этот документ, стоит проконсультироваться со специалистами, которые внимательно изучат условия соглашения и установят, какие именно пункты были нарушены.
Также необходимо узнать о причине отключения. Это можно сделать при помощи такого же запроса на получение публичной информации, необходимо потребовать предоставить заверенную копию документа, на основании которого газовая компания провела отключение, в нём должна быть указана причина такого действия.
Правильно составить запросы гражданам могут помочь юристы. Бесплатно оказывают данные услуги в государственных центрах вторичной правовой помощи, которые есть в каждом городе.
Имея все необходимые документы необходимо составить акт-претензию о том, что потребитель не получает услугу по предоставлению газоснабжения. Для этого потребуется отправить газовой компании приглашение в письменной форме, в нём указывается дата, время, место составления данного акта. Если же представитель компании приходит на встречу, то акт-претензию составляют в двух экземплярах.
Важно, чтобы акт был сделан по образцу, который определён соответствующем постановлением Кабмина. На рассмотрение претензии у поставщика есть пять дней. Если же вторая сторона не пошла навстречу, что, говорит Анастасия Юхименко, происходит чаще всего, потребитель и двое соседей самостоятельно составляют акт, и отправляют его в газовую компанию. Такое письмо необходимо отправлять как заказное.
На ответ у поставщика также есть пять дней. Если после этого газоснабжение не возобновили, специалисты советуют обращаться к специальной комиссии, которая отвечает за регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Это может повлиять на включение газа, если же нет – гражданам необходимо обращаться в суд. Согласно практике, суд выносит решения о возобновлении газоснабжения и денежной компенсации за не предоставленные услуги.